Коротко о школьной медиации
Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Они неизбежны и окружают нас всегда. И нет ни одного человека, который бы ни разу не участвовал в конфликте. Во время конфликта мы испытываем сильные неприятные эмоции. Но надо помнить, что конфликт — это кризис, который дает толчок для развития. А самое важное — конфликт - не всегда разрушителен и всегда разрешим! Наша школа стремится к поиску новых эффективных способов снижения негативного влияния социума на наших детей. Снижение риска возникновения конфликтов и оперативная помощь в трудных ситуациях — основа безопасной среды. С целью профилактики и коррекции конфликтных ситуаций, а также формированию безопасной образовательной среды, в школе внедряется медиативная технология.
Медиация — переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в инетересах КАЖДОГО с участием нейтрального третьего лица (медиатора).
Медиатор — нейтральная, беспристрастная, независимая третья сторона, способствующая в поиске взаимоудовлетворяющего решения и достижения договоренности о будущих отношениях конфликтующих.
Технология школьной медиации — новый подход к разрешению и предотвращению сложных, спорных (конфликтных) ситуаций между участниками образовательного процесса (учителями, обучающимися, их родителями) в интересах каждого из сторон в сфере образования, с учетом требований законодательства сферы образования и особенностей работы с несовершеннолетними медиаторами.
Преимущества медиации для учащихся
- Проблеме учащегося поможет специально обучившийся человек (медиатор), только по желанию и с согласия ребенка;
- Учащиеся, опасающиеся огласки (позора, насмешек), получат помощь медиатора строго конфиденциально;
- Медиатор не будет и не в праве ни обвинять, ни осуждать, ни наказывать, ни заставлять примириться;
- Учащиеся с помощью медиатора научатся договариваться, цивилизованно самостоятельно защищать себя и свои права даже в конфликте со взрослыми.
- После процедуры медиации учащиеся не испытывают желания отомстить. Каждый участник конфликта сохраняет свое достоинство и чувствует себя уверенно и в безопасности!
Преимущества медиации для родителей
- Участие в медиации и Ваше, и ребенка — добровольное дело. Вы можете уйти в любое время;
- Вся информация остается конфиденциальной;
- Медиатор не принимает ничью стороны, вы со второй конфликтующей стороной равноправны;
- Медиатор не осуждает ни Вашего ребенка, ни Ваш стиль воспитания, не принуждает мириться. НО помогает сторонам понять друг друга и договориться, как возместить нанесенный вред и избежать повторения ситуации в будущем;
- Вы не тратите время, моральные силы, финансы на длительные разбирательства и судебные тяжбы.
Учащиеся могут стать медиаторам!
По желанию учащихся и согласия их родителей они могут принять участие в медиации (примирительной встрече) в качестве медиатора «ровесник-ровеснику», при условии обучения навыкам медиации и согласия спорящих сторон. Учащиеся могут стать членами службы и помогать взрослым медиаторам (рассказывать сверстникам о службе и мирных путях выхода из сложных ситуаций).
Медиация в школе — это:
- Соблюдение положения Федерального закона № 193-ФЗ (медиатор будет беспристрастным, нейтральным, не будет и не вправе обвинять, наказывать, придавать огласке, навязывать свое мнение);
- Добровольное согласие ребёнка;
- Соблюдением принципа конфиденциальности. Все, сказанное останется тайной, медиатор не вправе разглашать информацию, направлять её куда-либо
- Переговоры, беседа, не являющаяся психологическим консультированием и не требующая от родителей и детей письменного согласия;
- Проводит педагог, владеющий технологией и основам медиации, знающий особенности возрастного развития детей, возрастную психологию, тот, на кого возложена ответственность за жизнь и здоровье детей;
- Помощь также родителям и учителям, если у них появляются претензии друг к другу.
Правовое обоснование деятельности службы медиации в школе
- Положение о службе медиации школы.
- Положение о педагоге, выполняющим функции медиатора.
- Приказ директора школы с создании службы медиации.
Нормативно-правовые аспекты федерального уровня
- Национальная стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы;
- Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв. расп. Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р);
- Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.27 п.2);
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Материал подготовила педагог-психолог Бывшенко А.С.
опираясь на данные ресурсного центра
по технологиям медиации
МБОУ ДО ДДЮ "Школа Самоопределения |